Вологодский муниципальный округ
Портал органов местного самоуправления Вологодского муниципального округа 

Информационное сообщение

О постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.03.2024 № 13-П

Не противоречащими Конституции РФ признаны части вторая и четвертая статьи 20, части первая и вторая статьи 31, часть четвертая статьи 147, части первая и третья статьи 318 УПК РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают отказа районного суда в принятии к своему производству по заявлению потерпевшего (его законного представителя) уголовного дела частного обвинения о привлечении обвиняемого лица к уголовной ответственности в соответствии с частью первой статьи 116.1 УК РФ на том основании, что установленные главой 41 УПК РФ правила определяют порядок производства по уголовным делам частного обвинения, подсудным мировому судье.

Конституционный Суд Российской Федерации указал, что однородные по своей юридической природе отношения должны регулироваться одинаковым образом, в случае, когда речь идет об одной и той же категории участников уголовного судопроизводства - лицах, потерпевших от преступлений, уголовные дела о которых рассматриваются в порядке частного обвинения. Следовательно, предполагается единый порядок принятия и рассмотрения судом первой инстанции заявлений о возбуждении уголовных дел частного обвинения вне зависимости от того, мировому, районному или гарнизонному военному суду подсудна данная категория уголовных дел.

В системе действующего правового регулирования эти правила закреплены в главе 41 УПК РФ.

Основание: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации  от 28.03.2024 № 13-П «По делу о проверке конституционности частей второй и четвертой статьи 20, частей первой и второй статьи 31, части четвертой статьи 147, частей первой и третьей статьи 318 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г.И. Баскаковой»

О постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.03.2024 № 12-П

Пунктом 1 статьи 1110 ГК РФ установлено, что при наследовании имущество умершего переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, т.е. в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, а в силу пункта 2 статьи 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. В силу пункта 1 статьи 1224 данного Кодекса наследование движимого имущества подчинено праву страны последнего места жительства наследодателя, а недвижимого - праву страны нахождения имущества.

В случае если  последнее место жительства наследодателя находится за пределами Российской Федерации, местом открытия наследства признается место нахождения на территории Российской Федерации: недвижимого имущества, входящего в состав наследственного имущества, находящегося в разных местах, или его наиболее ценной части, а при отсутствии недвижимого имущества - движимого имущества или его наиболее ценной части. По месту открытия наследства определяется лицо, уполномоченное выдавать свидетельство о праве на наследство, принимать заявление о принятии наследства, а также предпринимать меры по охране наследства и управлению им - нотариус.

В частноправовых отношениях, осложненных иностранным элементом, нельзя исключать возникновения риска конфликта при определении объема наследственных прав и их принадлежности. Применительно к российским гражданам такой риск может быть минимизирован путем взаимодействия с компетентными органами других государств.

Отдельные вопросы, связанные с наследованием в указанных случаях, могут быть урегулированы в рамках консульских соглашений.

Пункт 1 статьи 1224 ГК РФ не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу он не может использоваться нотариусом в качестве основания для отказа в оформлении наследственных прав на принадлежавшее наследодателю - гражданину РФ, имевшему последнее место жительства на территории иностранного государства, движимое имущество, оставшееся на территории Российской Федерации, если без такого оформления невозможно дальнейшее осуществление наследником своих прав, а равно не может использоваться в качестве основания для отказа суда в признании права собственности наследника - гражданина Российской Федерации на это имущество со ссылкой на то, что такие действия (решения) должны совершаться (приниматься) компетентными органами иностранного государства по последнему месту жительства наследодателя, если в конкретных условиях обращение наследника к данным органам невозможно или существенно затруднено.

Конституционным Судом отмечено следующее:

в случае обращения гражданина с заявлением об оформлении наследственных прав в отношении движимого имущества, оставшегося на территории Российской Федерации после смерти лица, имевшего последнее место жительства на территории иностранного государства, с которым не заключен международный договор Российской Федерации, содержащий положения, позволяющие разрешить вопрос о выборе соответствующего компетентного органа, а равно в случаях, когда сложившиеся обстоятельства объективно препятствуют взаимодействию с компетентным органом иностранного государства и оформлению наследственных прав в подобных ситуациях или существенно затрудняют такое взаимодействие, российский компетентный орган либо исполняющее публичные функции лицо обязаны оценить в совокупности все обстоятельства дела и принять решение, которое в наибольшей степени способствовало бы обеспечению защиты наследственных прав. Это решение может быть принято с учетом положений статьи 1115 ГК РФ, определяющих место открытия наследства на территории РФ и принципиально не исключающих оформление прав на наследственное имущество, находящееся на территории Российской Федерации, российским компетентным органом.

Федеральный законодатель вправе внести в действующее правовое регулирование наследственных отношений соответствующие изменения.

Основание: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 26.03.2024 № 12-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 1224 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки А.Э. Стаценко»

Об уголовной ответственности за умышленные уничтожение или повреждение особо ценных растений и грибов

Статьей 260.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за умышленные уничтожение или повреждение до степени прекращения роста особо ценных растений и грибов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, а равно незаконные добычу, сбор, приобретение, хранение, перевозку, пересылку или продажу таких растений и грибов, их продуктов, частей и дериватов (производных).

Уголовная ответственность за вышеуказанные действия наступит и в случаях:

-незаконного приобретения или продажи особо ценных растений и грибов, их продуктов, частей и дериватов (производных) с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет»;

-совершения лицом с использованием своего служебного положения;

-с публичной демонстрацией, в том числе в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть «Интернет»);

-совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

За эти преступления может быть назначено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 9 лет со штрафом в размере до 3 млн. рублей. Возможно лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 7 лет.

Перечень особо ценных природных ресурсов для целей данной статьи утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 № 978, с последующими изменениями.

О единовременной выплате

Постановлением Правительства РФ от 01.03.2024 № 256 «Об утверждении Правил предоставления единовременной выплаты, установленной Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2023 №975 «О мерах социальной поддержки семей, имеющих детей, пострадавших от агрессии Украины», а также перечня документов (сведений), необходимых для ее назначения» установлены порядок и условия назначения и осуществления единовременной выплаты в размере 100 000 рублей на ребенка, получившего в возрасте до 18 лет увечье (ранение, травму, контузию) на территории новых субъектов РФ либо территории субъекта РФ, прилегающей к районам проведения СВО.

Единовременная выплата предоставляется одному из родителей (законных представителей) пострадавшего ребенка, являющегося гражданином РФ, постоянно проживающего на территории РФ и получившего после 18.02.2022 увечье (ранение, травму, контузию), или самому пострадавшему ребенку, если на момент выплаты он достиг возраста 18 лет. Единовременная выплата осуществляется на каждого пострадавшего ребенка.

Единовременная выплата назначается и выплачивается территориальным органом СФР по месту жительства или месту пребывания пострадавшего ребенка при документальном подтверждении получения увечья (ранения, травмы, контузии). Решение о назначении либо об отказе в назначении единовременной выплаты принимается в течение 10 рабочих дней после получения заявления и документов.

Единовременная выплата производится через кредитные организации не позднее 5 рабочих дней после принятия решения о назначении выплаты. Плата за банковские услуги по операциям со средствами, предусмотренными на единовременную выплату, не взимается.

Назначение единовременной выплаты производится независимо от получения других выплат, предусмотренных законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.

Указанные положения распространяются на правоотношения, возникшие с 21 декабря 2023 года.

О порядке использования электронных документов в ходе досудебного производства

Федеральный законодатель продолжает работу по оптимизации досудебной стадии уголовного судопроизводства за счет использования современных цифровых платформ и технологий, повышения доступности правосудия, снижения процессуальных и временных издержек сторон. С 05.01.2024 вступили в силу внесенные Федеральным законом от 25.12.2023 № 672-ФЗ изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, регламентирующие порядок использования электронных документов в ходе досудебного производства.

В настоящее время в соответствии со ст. 474.2 УПК РФ ходатайство, заявление, за исключением заявления о преступлении, жалоба, представление, требование, не содержащие сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, затрагивающих безопасность государства, права и законные интересы несовершеннолетних, или сведений о преступлениях против половой неприкосновенности или половой свободы личности, при наличии технической возможности могут быть поданы прокурору, следователю, руководителю следственного органа, в орган дознания, дознавателю в форме электронного документа. Прилагаемые к ним материалы также подаются в электронном виде и заверяются лицом, подавшим указанные документы, усиленной квалифицированной электронной подписью.

Ходатайства об ознакомлении с материалами уголовного дела, о получении копий процессуальных документов, об участии в следственных и иных процессуальных действиях могут быть подписаны простой электронной подписью. Повестка или уведомление в форме электронного документа могут быть направлены посредством Единого портала, при наличии технической возможности и согласии уведомляемого лица, либо посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Определено, что по ходатайству или с согласия обвиняемого, защитника или потерпевшего и при наличии технической возможности им может быть вручена копия обвинительного заключения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

В случае, если обвиняемый содержится под стражей, указанные документы вручаются ему по поручению прокурора администрацией места содержания под стражей на предоставленном органом предварительного расследования техническом устройстве для чтения электронных книг, не имеющем функций аудио- и видеозаписи, видеовоспроизведения и выхода в сеть «Интернет».

Явка с повинной, как смягчающее наказание обстоятельство

Под явкой с повинной, которая в силу п. «и» ч. 1 ст. 61 УК РФ, является обстоятельством, смягчающим наказание, следует понимать добровольное сообщение лица о совершенном им или с его участием преступлении.

Согласно ч. 2 ст. 142 УПК РФ заявление о явке с повинной может быть сделано, как в письменном, так и в устном виде. Неоформление заявления о явке с повинной в качестве самостоятельного процессуального документа не влияет на учет этого обстоятельства в качестве смягчающего наказание.

Не признается явкой с повинной заявление о преступлении, сделанное лицом хотя и добровольно, но в связи с его задержанием по подозрению в совершении данного преступления. В таких случаях, признание лицом своей вины в совершении преступления может быть учтено судом в качестве иного смягчающего обстоятельства в порядке ч. 2 ст. 61 УК РФ или, при наличии к тому оснований, как активное способствование раскрытию и расследованию преступления.

Добровольное сообщение лица о совершенном им или с его участием преступлении признается явкой с повинной и в том случае, когда лицо в дальнейшем в ходе предварительного расследования или в судебном заседании не подтвердило сообщенные им сведения. При совокупности совершенных преступлений явка с повинной как обстоятельство, смягчающее наказание, учитывается при назначении наказания за преступление, в связи с которым лицо явилось с повинной.

Явка с повинной, признанная судом первой инстанции в качестве смягчающего наказание обстоятельства, предусмотренного п. «и» ч. 1 ст. 61 УК РФ, при отсутствии отягчающих обстоятельств является основанием для назначения наказания с применением положений ч. 1 ст. 62 УК РФ. В данном случае срок или размер наказания не могут превышать двух третей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК РФ.

Об уголовной ответственности за несообщение о преступлении

В соответствии со статьей 205.6 Уголовного кодекса Российской Федерации гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности за несообщение в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения, о лице (лицах), которое по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило одно из преступлений: террористический акт (статья 205 УК РФ), содействие террористической деятельности (статья 205.1 УК РФ), публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма (статья 205.2 УК РФ), прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности (статья 205.3 УК РФ), организация террористического сообщества и участие в нем (статья 205.4 УК РФ), организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации (статья 205.5 УК РФ), захват заложников (статья 206 УК РФ), организация незаконного вооруженного формирования и участие в нем (статья 208 УК РФ), угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (статья 211 УК РФ), незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами (статья 220 УК РФ), хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ (статья 221 УК РФ), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (статья 277 УК РФ), насильственный захват власти или насильственное удержание власти (статья 278 УК РФ), вооруженный мятеж (статья 279 УК РФ), нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (статья 360 УК РФ), акт международного терроризма (статья 361 УК РФ).

За это преступление предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до 100 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо принудительных работ на срок до 1 года, либо лишения свободы на тот же срок.

Не подлежит уголовной ответственности лицо, не сообщившее о подготовке или совершении преступления его супругом или близким родственником.

Об ответственности за ложный донос

Общественная опасность заведомо ложного доноса определяется не только самим характером деяния, посягающего на интересы правосудия, но и отрицательным воздействием на деятельность правоохранительных органов, права и интересы личности, а также тем, что следственные и правоохранительные органы вынуждены процессуально реагировать на такое ложное сообщение, при этом тратятся значительные силы и средства, включая проведение различных судебных экспертиз. В ряде случаев это может привести к привлечению невиновного лица к уголовной ответственности.

Действующее уголовное законодательство России предусматривает ответственность в ч. 1 ст. 306 УК РФ за заведомо ложный донос о совершении преступления.

Частью 1 ст. 306 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за заведомо ложный донос о совершении преступления, максимальное наказание по которой предусмотрено до 2 лет лишения свободы, кроме того, виновному лицу могут назначить и другие виды наказания, такие как: штраф - в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательные работы на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительные работы на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до двух лет.

Ответственность за то же деяние, соединенное с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотрена ч. 2 ст. 306 УК РФ и наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

При обвинении, соединенном с искусственным созданием доказательств, часть 3 указанной статьи, срок лишения свободы законодатель увеличил до шести лет, а принудительные работы - до пяти лет.

Устанавливая ответственность за заведомо ложный донос, государство исполняет свою конституционную обязанность защищать достоинство человека, его права и свободы, обеспечивать права потерпевших от преступления и компенсацию причиненного им ущерба, а также гарантировать надлежащий порядок осуществления правосудия.

Участие в образовании «фирмы-однодневки» уголовно наказуемо

Действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность за образование так называемых «фирм-однодневок».

Под такими фирмами следует понимать юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не представляющее налоговую отчетность, используемое в качестве средства для совершения и (или) сокрытия следов преступлений и иных правонарушений.

В большинстве случаев фирмы-однодневки регистрируются по подложным (фальсифицированным, утраченным), а также приобретенным за денежное вознаграждение у студентов, пенсионеров, нетрудоустроенных лиц документам.

С целью ухода от ответственности фактический руководитель за плату регистрирует фирму на «номинального» директора, который лишь предоставляет для этого документы, не участвуя в ее деятельности.

Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица (ст. 173.1 Уголовного кодекса Российской Федерации), предоставление или приобретение документа, удостоверяющего личность, выдача доверенности или использование персональных данных, полученных незаконным путем с целью внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставном лице (ст. 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации) уголовно наказуемы.

Максимальное наказание за преступление, предусмотренное ст. 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации по части 1 до 2 лет исправительных работ, по части 2 – до 3 лет лишения свободы.

К уголовной ответственности наряду с «номинальным директором» в равной степени может быть привлечен и фактический руководитель фиктивно созданного юридического лица, за что максимальное наказание предусмотрено уже в виде 5 лет лишения свободы (ст. 173.1 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Федеральным законом от 26.02.2024 № 33-ФЗ в отношении военнослужащих и сотрудников силовых органов сняты ограничения на осуществление ими иной оплачиваемой деятельности, связанной с участием в спортивных мероприятиях в качестве спортсменов (при условии их включения в списки кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации), не препятствующей исполнению обязанностей государственной службы и не связанной с исполнением обязанностей службы

Федеральным законом от 26.02.2024 № 33-ФЗ в отношении военнослужащих и сотрудников силовых органов сняты ограничения на осуществление ими иной оплачиваемой деятельности, связанной с участием в спортивных мероприятиях в качестве спортсменов (при условии их включения в списки кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации), не препятствующей исполнению обязанностей государственной службы и не связанной с исполнением обязанностей службы

К указанным лицам не будут применяться ограничения, связанные с получением вознаграждений от спортивных организаций, юридических и физических лиц по итогам участия в официальных спортивных мероприятиях.

Соответствующие поправки внесены в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в том числе в Федеральные законы «О федеральной службе безопасности», «О службе в таможенных органах Российской Федерации», «О статусе военнослужащих» и другие.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie